Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /hosts/birds/htdocs/index.php:4) in /hosts/birds/htdocs/index.php on line 5
Птицы Средней Сибири
Click for Krasnoyarsk, Russia Forecast Click for Abakan, Russia Forecast
Главная
Список видов
Фото-галерея
Определитель
Названия птиц
Средняя Сибирь
"Живой" Интернет
Гостевая книга
Награды
Разное
Орнитологические услуги
E-mail, тел. (391) 246-98-88
Рейтинг@Mail.ru
Проверка тИЦ и PR

Фотоохота с магнитофоном

Вячеслав Забугин

Мысль об использовании магнитофона не нова, зоологи давно применяют его для изучения животных и общения с ними, фотоохота с магнитофоном толково и с подробностями описана в книге "Охота за голосами" (Д.Л. 1982 г.) Ю. Пукинским еще в период расцвета массовой черно-белой фотографии. К сожалению, современными фотографами, которые публикуют снимки птиц, этот несложный и безошибочный прием фотоохоты почти не используется.
Наши предки, тесно общаясь с обитающими рядом существами, отлично знали местных и пролетных птиц, их повадки. Охотники с успехом подманивали дичь, имитируя голоса зверей и птиц. Среди прочих до сих пор существует охота на рябчика или с манком на уток и гусей. Магнитофон в умелых руках фотоохотника - еще более всемогущий и тонкий инструмент. Он может заставить буроголовую гаичку, услышав писк птенцов (сидящих в это время в дупле) из динамика магнитофона, лететь в противоположную от гнезда сторону, а отдыхающего в полдень соловья петь несколько часов без перерыва.
По сравнению с укрытием, способным спрятать от зорких глаз животных и птиц, магнитофон может полностью переключить внимание на себя. При подманивании небольших птиц неоценимую помощь оказывает зеркало, которое полностью повторяет сложные ритуальные позы настоящей птицы. Перед зеркалом, за которым из динамика слышится видовая песня, не многие самцы могут остаться равнодушными. О нескольких конкретных эпизодах, имевших место в разные годы, хочется рассказать подробней.

Варакушка
Многие птицы известны своим умением вплетать в свою песню фрагменты песен других птиц. Так, близкие соседи варакушки - болотная и садовая камышевка - бывает такую трель выдадут, что невольно ищешь глазами рядом с ними другую птицу. Но даже среди пересмешников варакушка выделяется: считается, что все звуки в ее песне заимствованы у разных птиц. Да и сам стройный певец с изумительной синей грудкой и белой звездой приковывает взгляд, и кажется, что в наши умеренные широты эту птицу занесло случайно.
Надо признаться, что с зеркалом в этом виде фотоохоты связано больше всего проблем. Размер его 30Х40 см, довольно неудобен для хождения по лесу или по полю, но даже его бывает недостаточно, чтобы птица увидела в нем себя. Каких только ухищрений порой не придумаешь: и на дерево прикрепишь, и веток-присад перед ним установишь, и динамик ближе поставишь. И вот птица прилетает на песню, поет вокруг динамика, а в "поле зрения" зеркала никак не попадает.
Варакушка была первой птицей, перед которой мне вручную пришлось держать зеркало и направлять его на самца. Он же оказался на редкость равнодушным к своему отражению, хоть и пел недалеко. Зато позже начали происходить еще более удивительные события. Сопоставив мое появление с громко звучащей песней, самец зачислил меня в конкуренты на гнездовом участке. Два раза (в разные дни) он, пролетая надо мной, клюнул или коснулся крыльями моей кепки. Дикая птица может позволить себе подобное, лишь защищая птенцов или свою жизнь. Впрочем, разошлись мы с самцом варакушки мирно: он остался при своей территории, я же - с записью его песни и десятком роликов отснятой пленки.

Соловей
После звучания песни из динамика, соловей, как правило, начинает убыстрять темп своего творения, меняет узор (мешает колена) и прислушивается к сопернику. Первый соловей, хозяин участка, где была установлена моя палатка, подлетел к магнитофону и с лету врезался в зеркало. Он быстро пришел в себя, но, помня урок, больше не подлетал вплотную, а пел на 5-6 метров выше динамика. Через пару часов безрезультатных ожиданий пришлось сменить укрытие. Это был первый год, когда в лесозащитной полосе, между дачными участками и дорогой, не пел старый, опытный самец. Среди молодых выделялся один, с небольшим коленом, которое он копировал из песни дроздовидной камышевки. Последние в этой местности никогда не водились, соловей мог их услышать только в перелете. Этот самец и был выбран в качестве объекта для дальнейшего наблюдения.
Установив динамик на дереве, я включил имеющуюся запись "маэстро", который пел в прошлом году. Не прячась, я ждал реакции самца. Он не заставил себя ждать и через несколько секунд уже сидел на выносном динамике. Это характеризовало его как темпераментную натуру.
Начались приготовления к серьезной съемке. Через полчаса перед замаскированной палаткой стояли прикрытые сухой травой зеркало и динамик. После включения кассеты произошло следующее. Соловей мигом подлетел к динамику и сразу увидел свое отражение в зеркале. Негодование он выразил громкой песней, при этом он недоверчиво посматривал на укрытие, из которого производилась съемка. Самец то вплотную подлетал к зеркалу, то садился на него, угрожающе раскрывая клюв и опуская крылья. После этих угроз, видя со стороны своего зеркального двойника такие же действия, он ринулся в бой. Десятки раз птица билась о полировку зеркала, и лишь после моего вмешательства, когда зеркало было убрано, он немного успокоился, но продолжил пение снова.

Коростель
Палатка была установлена под деревьями на краю леса и едва прикрыта ветками. Коростель скептически отнесся к ее маскировке - он обошел укрытие три раза, время от времени выкрикивая свое "крэкс-крэкс-крэкс…" в ответ на работающий на полную мощность магнитофон. Как и с соловьем, здесь зеркало сыграло решающую роль. Едва увидев в зеркале соперника, петушок ринулся в бой. Коростель покрупнее соловья, и не раз крепко закрепленное зеркало содрогалось и наклонялось под его ударами.
В первый день съемок динамик лежал в двух метрах от зеркала, и петушок никак не мог понять, почему голос слышится из одного места, а чужак находится поодаль. Наклонясь вперед так, что тело принимало горизонтальное положение, самец быстро бегал вокруг зеркала, заглядывая в темные углы и демонстративно громко кричал. Перед зеркалом он топорщил перья, расправлял крылья, а после нескольких угрожающих клевков бросился на свое отражение. Эта съемка проходила с семи метров, что было далеко даже для такой вовсе не мелкой птицы.
Через неделю самец продолжал подавать голос там же, но, посчитав, что снимать рядом с тропинкой неудобно, я сменил укрытие, переместив его на 20 метров за ручей. Несмотря на настойчивый крик из динамика, настоящий коростель отзывался с другой стороны ручья и никак не хотел подходить к палатке.
Этот случай подтверждает, что промашка с определением гнездового участка птицы сводит на нет все возможности магнитофона. Едва палатка была перенесена на 10 метров, на другой берег ручейка, как коростель подлетел к динамику.

Заключение
Птиц подобный вид съемок травмирует меньше, чем фотографирование у гнезда. Но лучше отвлекать их лишь на небольшие промежутки времени от более насущных дел. Ведь самцам, возможно надо строить гнездо или кормить самку, которая насиживает яйца, защищать территорию от настоящих соседей (а не от фотографа) или кормить птенцов. К тому же в природе стычки между самцами часты, но непродолжительны, тогда как для получения качественного фото требуются часы контакта с объектом съемки. Реакция на передозировку общения с соперником может быть разной. Например, один крапивник после часа интенсивного пения впал в оцепенение на 5 минут.

Fatbirder's Top 500 Birding Websites
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
AllBest.Ru