Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /hosts/birds/htdocs/index.php:4) in /hosts/birds/htdocs/index.php on line 5
Птицы Средней Сибири
Click for Krasnoyarsk, Russia Forecast Click for Abakan, Russia Forecast
Главная
Список видов
Фото-галерея
Определитель
Названия птиц
Средняя Сибирь
"Живой" Интернет
Гостевая книга
Награды
Разное
Орнитологические услуги
E-mail, тел. (391) 246-98-88
Рейтинг@Mail.ru
Проверка тИЦ и PR

Птицы и самолеты

Доклад с красноярского авиасалона. Декабрь 2001 г.

(скомпилированный обзор причинно-следственных связей крылатых объектов)

Илья Шандров

По статистике, одной из наиболее частых причин аварий воздушных судов являются столкновения с птицами. Каждую осень и весну авиаторы сталкиваются с этой проблемой. Воздушным многотонным лайнерам угрожают, в прямом смысле этого слова, пернатые террористы. По этой причине только за одно десятилетие в США, например, погибло 11 пилотов и разбилось 19 самолетов с общим убытком более 100 миллионов долларов. Причем орнитологическая ситуация настолько сложная, что даже ставится вопрос об отстреле птиц. По счастливой случайности - на территории России, авиакатастроф из-за столкновения с пернатыми еще не было. Специалисты объясняют это тем, что крупных птиц у нас не много, а мелкие пока вызывали только аварийные ситуации.
А.И. Рагочев и В.А. Лобанов в 1981 году провели анализ 450 столкновений самолетов с птицами, и получили следующие результаты. Наиболее часты столкновения с голубями (26%), далее с чайками (19%), водоплавающими (14%), хищниками и воробьиными по (13%).

Также выявлены этапы полета с наибольшей вероятностью аварий: посадка 32,5%, взлет 31%, авиахимработы (в том числе полеты на низких высотах) - 12,3%, на маршруте - 24,2%, и потенциально опасные виды на этих этапах: голуби - набор высоты; чайки - при разбеге, пробеге, взлете, посадке; хищники - крейсирующий полет; врановые - при разбеге, пробеге, взлете; водоплавающие - при снижение, крейсирующем полете; мелкие воробьиные - при посадке; стрижи - при крейсирующем полете, наборе высоты.

Относительно разных частей самолета в 45% птицы попадают в двигатель; в 18% - в крылья; в 15% - в носовую часть; в 12% - в кабину; в 4% - в хвост и надстройки; в 2% - в фюзеляж.

Сила удара птицы величенной с чайку при скорости самолета 320 км/ч составляет 3200 кг, при скорости 960 км/ч - 28800 кг. Для наглядного сравнения при весе птицы 1,8 кг и скорости самолета 700 км/ч на высоте менее 2400 м сила удара птицы о самолет в три раза сильнее чем удар 30 миллиметрового снаряда.

Помимо опасности катастрофы при столкновение авиакомпании несут экономические убытки. Попадание в двигатель даже мелких воробьиных приводит к выходу из строя турбины стоимостью десятки тысяч долларов, компании терпят убытки при задержке вылета, при сливе топлива, мелком ремонте и т.д.

На летнее время приходятся основное число столкновений, кроме того что с 15 мая число вылетов увеличивается в двое, изменяется состав орнитологической фауны окрестностей аэропорта и воздушного пространства (табл. 1).

Таблица 1

Процентное соотношение столкновений птиц с самолетами в разные месяцы года
Месяц % Месяц % Месяц %
Январь 2,6 Май 8,0 Сентябрь 16,2
Февраль 2,5 Июнь 11,4 Октябрь 10,6
Март 6,4 Июль 16,4 Ноябрь 4,0
Апрель 7,4 Август 12,5 Декабрь 1,7

С самолетом сталкиваются птицы впервые попадающие на аэродром, впервые увидевшие самолет на близком расстояние, несумевшие из-за слабых экстраполяционных данных, и несовершенных летных навыков избежать столкновения. Основные участники аварий слетки, сеголетки и впервые очутившиеся на аэродроме птицы. Навык экстраполяции развит у разных видов по-разному.

Как показали исследования в течения суток частота аварий не одинакова. Это связывают с дневным образом жизни большей части птиц, и основной массой рейсов в светлое время суток (табл. 2).

Таблица 2

Процентное соотношение столкновений птиц с самолетами в разное время суток
Часы % Часы %
0-4 0,9 12-16 28,5
4-8 10,7 16-20 13,0
8-12 40,3 20-24 6,6

Одна из причин столкновений схожесть в аэродинамических условиях для взлета у самолетов и птиц. Потребность во встречном ветре приводит к совпадению осей взлета, даже после обнаружения птицей самолета происходит уменьшение времени для маневра у птицы. Это касается прямолинейного движения самолета. При взлете, посадке, развороте, когда самолет совершает криволинейное движение птицам тяжело сделать точную экстраполяцию, что и объясняет столкновения на взлете, посадке, на маршруте.

Неоднозначность частоты столкновений при разных скоростях самолета результат экстраполяции птиц. Как известно птицы определяют скорость относительно земли и других птиц, а при развитие техники появились: автомобили, поезда, самолеты, приводящие к ошибке в расчете расстояния (табл. 3).

Таблица 3

Экстраполяционная ошибка оценки скорости у птиц
Скорость км/ч % Скорость км/ч %
до 100 2,2 400-500 4,3
100-150 12,5 500-600 2,0
150-200 39,2 600-700 1,3
200-300 24,4 700-800 0,4
300-400 13,7    

Высоты с наиболее частыми столкновениями можно разбить на три группы: до 300 м - 75% от всех случаев; 300-1500 м - 20%; выше 1500 - 5%.

Если остановится на видовом составе, то точно установлен 61 вид птиц, сталкивавшихся с самолетами. На первом месте по числу столкновений и количеству видов стоит отряд воробьиные - 32,2%, из которых наиболее часто сталкиваются: грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, мелкие воробьиные.

На втором месте чайковые птицы - 15,9%, виды во всех районах различны, причем столкновений с крачками не зарегистрированы.

Третье место дневные хищники - 15,6%, главным образом вне аэродромов.

Четвертое место голуби - 15,3%, городские на аэродроме, дикие вне.

Пятое место - 10,2 %, но самые опасные для самолетов - гусеобразные, все столкновения ночью.

Причины привлекательности аэродромов для птиц и способы предотвращения столкновений

Корм растительного происхождения

Произрастание сорных трав на территории аэродрома значительно повышает его привлекательность для зерноядных птиц. Причем не важно высота травостоя, всегда находятся представители, для которых она пригодна. Рекомендованная высота травы около аэродрома не ниже 25 сантиметров. Поэтому целесообразнее кошение заменять посадкой клевера. Еще одной причиной большого скопления, является сельскохозяйственные посадки кукурузы, подсолнечника, и прочих злаковых, в непосредственной близости от территории аэродрома.

Корм животного происхождения

Довольно большую часть птиц на аэродром привлекают насекомые. Ласточки ловят в воздухе, а многие другие собирают сбитых самолетами. Так, например, у фонаря за ночь образуется 182 г насекомых, что привлекает птиц и летучих мышей. На скопление насекомых в свете прожекторов привлекаются ночные хищники. Замена белого освещения на оранжевое снижает количество насекомых на 92%. Дневные хищники, например, полевой лунь охотится на грызунов, появляющихся на границе бетона и травы.

Еще одна проблема дождевые черви, в большом количестве появляющиеся на ВПП после дождя, и привлекающие большие массы грачей, скворцов, и пр. Рекомендации: установка металлических канавок на границе бетона, а также химические методы по снижению их численности.

Мусорные свалки

Бытовые отходы оставляемые барами, ресторанами аэропорта, в мусорных баках, объект пристального внимания пернатых. Это касаемо территории, но есть свалки находящиеся неподалеку от аэропорта. Проблема заключается не только в концентрации птиц, но и в суточных перелетах от мест ночевки к местам питания. Часто пролегающих через территорию аэропорта.

Прочие факторы

К прочим факторам относятся объекты хозяйственной деятельности человека: элеваторы, свинарники, зверофермы, рыбзаводы, мясокомбинаты, и д.р.

Гнездование

Нередко аэродром представляет собой комплекс условий благоприятных для гнездования. На земле, в дуплах деревьев, в трещинах каменных зданий, на крышах и карнизах, на ветвях деревьев и кустарников.

Мероприятия по снижению привлекательности аэродрома для птиц

Малопригодность аэродрома, для жизни птиц, заметно снижает вероятность столкновения при взлете и посадке, но непосредственно над ВПП.

Характер травостоя на каждом аэродроме индивидуален, и может быть скошен или оставлен.

Применение инсектицидов оправдано, но опасность накопления в почве очевидна.

Ликвидация свалок на территории обязательно, а городские свалки должны быть на расстояние не менее 6,5 км от аэропорта.

Активное отпугивание на аэродромах

Пиротехнические средства

Наиболее эффективны те, которые перед взрывом в стае птиц оставляют дымный или светящийся след. Применение карбидных пушек не оправдано в связи с быстрым привыканием птиц. Отстрел из ружей особо эффективен при периодическом патрулирование территории.

Акустические средства

Звуковые сигналы разных частот интенсивности неэффективны. Набольший результат приносят аудиотрансляции птичьих криков тревоги и бедствия, но необходимо подтверждение в виде отстрела, и раскладки добытых птиц. Желательно применять системы с записями местных представителей орнитофауны.

Биологические методы

На многих аэродромах активно используют соколов и ястребов, а также собак породы колли. Но их использование ограничивается плохими погодными условиями и дороговизной в обучении.

Базирующаяся в Монреале (Канада) Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрирует 5400 столкновений самолетов с птицами.

Открытые источники утверждают, что, например, в США ежегодно происходит порядка 400 столкновений. В России подобной официальной статистики нет. Хотя специалисты предполагают, что у нас число подобных происшествий находится где-то в пределах 200 случаев за год.

По сообщению FSF за 7 лет (1991-1997) потери от столкновения гражданских воздушных судов с птицами составили в США 48 млн. долларов и около 78 тыс. летных часов, в течение которого самолеты находились на земле из-за угрозы столкновения с птицами.

С 1985 г. в Военно-Воздушных Силах США (USAF) зафиксировано более 38 тыс. столкновений самолетов с птицами, в результате которых погибло 33 летчика, разбилось 30 самолетов, а общий ущерб оборудованию превысил 500 млн. долл.

Fatbirder's Top 500 Birding Websites
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
AllBest.Ru